Мы живем в эпоху перемен. С этим уже никто не спорит. Некоторые перемены можно предвидеть и принять меры, некоторые –нет. Будь то относительно прогнозируемое снижение спроса или непредсказуемый «Черный лебедь» Талеба – изменения в нашей жизни набирают скорость. Как с ними жить? Какое возможно развитие в условиях неопределённости?
26 лет назад я защитил диссертацию по планированию в условиях меняющегося рынка. Времена были весьма изменчивы. Тогда мне были ясны две основы: «Все, что обдумано заранее не соответствует действительности» (Такуан) и «Кораблю, который не знает в какую гавань он держит путь, ни один ветер не будет попутным» (Сенека). На базе этих двух положений, по-моему мнению, и было необходимо осуществлять планирование.
Мне кажется, сейчас также имеет смысл использовать эти постулаты. Необходимо определять куда и за счёт чего мы хотим двигаться. Необходимо строить сценарное планирование. И одновременно постоянно оценивать новые риски и изменения на рынке. Если изменения существенны – быстро менять те сценарии, в которых мы рассчитываем жить и обеспечивать развитие в условиях неопределённости. Ставить новые цели и определять действия, необходимые для их достижения.
Для среднего и крупного бизнеса – это более отчётливый процесс планирования, для малого – скорее в голове у владельца, но все-таки, имеет смысл положить эти мысли на бумагу. Основные шаги:
- Какие условия актуальны на рынке?
- Куда считаем оптимальным двигаться?
- За счёт чего?
- Что для этого надо сделать?
- Какие существуют риски?
- За счёт чего их можно минимизировать?
- Какие основные сценарии?
- Где и когда следующая точка оценки формулируемого плана действий? Т.е., при каких условиях его надо пересматривать?
Конечно, у всех компаний разные рынки и разные условия. Кто-то сможет найти нишу, в которой есть платёжеспособный спрос, кому-то это будет сделать значительно труднее. С одной стороны карты уже сданы на руки, с другой — творческий подход или неявные возможности могут дать шанс на развитие в условиях неопределённости.
Очень понравилось сообщение о небольшой кондитерской в Финляндии, где при полностью упавшем спросе (и в условиях панической скупки всего необходимого перед началом карантина) владелице пришло в голову выпустить торты в форме рулонов дефицитной на тот момент туалетной бумаги. А юмор – вещь, востребованная в обществе даже в период проблем, и полноценный сбыт был вполне обеспечен.
Другая возможность – с одним моим клиентом, фабрикой по производству косметики, в 2019 выстраивали и описывали процессы, формировали стратегию поведения в выбранных нишах рынка. Мощности были сильно недозагружены. Обсуждали рыночные гипотезы и способы их проверки, каналы продвижения. В связи с пандемией рынок резко изменился. Быстро и в больших количествах потребовались санитайзеры на спиртовой основе. Изменились все планы по производству. Но, если процессы где-то отладили, то они и работали нормально, даже при другом наборе продуктов. Если процессы не были отлажены, то и реакция на резко возникший спрос была расплывчатой. Ещё один клиент – производитель электрических жгутов и кабельных сборок (более 600 клиентов по РФ), благодаря отлаженным процессам, смог быстро изменить масштаб и место производства, подстраивая его под резко изменившийся спрос в его нише. Ясное понимание требуемого результата операций и затрат по ним, дало возможность быстро принять необходимые решения и успешно их выполнить. В своё время ко мне обращалась относительно крупная региональная строительная компания. Уже тогда можно было обсуждать достаточно вероятную стагнацию на рынке. Некоторые ключевые процессы в компании были построены на штучных высококлассных специалистах. И было понятно- уйдут эти специалисты – исчезнет возможность масштабирования даже в условиях роста портфеля заказов. По факту, возможность стандартизации процессов тогда была упущена. Этих специалистов в компании сегодня нет. И дела у компании неважные, хотя заказы появлялись. Потенциал не наработали…. |
И здесь мы подходим к вопросу набора Потенциала. Да, проблемы на рынке могут коснуться любой компании. Но, даже в условиях падения или резкого изменения спроса, часть компаний выживет и будет развиваться. Сейчас, на падающем рынке, или вместе с рынком, по мере его восстановления.
Значит вопрос в гибкости компании, скорости ее реагирования, возможностях минимально необходимыми ресурсами в короткие сроки удовлетворить изменившиеся (цена, вид товара/услуги, каналы продвижения и пр.) запросы рынка. Вопрос в рациональности затрат, минимизации потерь, качестве, объёмах партий и сроках выпуска востребованной продукции.
За счёт чего этого можно добиться?
- Построения системы отслеживания положения и спроса на рынке. Анализа изменяющихся возможностей и рисков.
- Рационального финансового управления с ясным и прозрачным учётом.
- Минимизации потерь по всей компании (денежных, временных, трудовых и так далее) – Подробнее здесь
- Возможности быстрого масштабирования (стандартизация) оптимально построенных процессов в производстве, продажах, НИОКР и т.д. Каждый должен понимать свои функции и вклад в общий результат компании. Подробнее здесь
- Обеспечения требуемого качества продукции/услуг без брака и переделок. Подробнее здесь
- Квалификации работников, позволяющий гибко их использовать на смежных процессах.
- Корпоративной культуры и системы материального и морального стимулирования, ориентирующих сотрудников на общий результат, требуемый компании. Подробнее здесь.
Для каждого из этих пунктов требуется как системное мышление руководителя, так и набор вполне известных управленческих подходов и инструментов. Часть из них уже может присутствовать в компании, а часть придётся достаточно быстро набирать. С помощью новых ли сотрудников или внешнего консультанта, это по обстоятельствам и затратам. Кстати, как рационально работать с консультантами можно посмотреть здесь….
Будут вопросы- обращайтесь.
Удачи!