К вопросу о проектном управлении в строительстве. И заодно, о том что такое система менеджмента качества в строительстве. Несколько запоздалый пост о летнем семинаре в столице Казахстана. Но, хорошо известно, что для правильных формулировок нужно время..
История вопроса… Обратились ко мне с запросом — не могу ли я прочитать семинар по обеспечению качества в строительстве при проектном управлении.
Компания большая, интересная, 7000 человек. Проектное управление развито. Оптимизация процессов тоже присутствует — зарубежные консультанты приезжают. Но, отдельно от управления качеством.
Сильно подумал над запросом, и предполагая, что лишусь вероятного заказчика ответил, что качество обеспечивается лишь при процессном управлении, и про это вполне могу рассказать. А при проектном, это будет лишь инсценировка, не более. Работать не будет. Собственно, думал, что на этом взаимодействие с потенциальным заказчиком закончилось.
К моему удивлению, заказчик, все-таки, заказал семинар. После, в разговорах, спросил — почему именно меня пригласили — знал что интервьюировали нескольких консультантов и тренеров. Получил ответ — вы единственный, кто четко сказал: так работает, так не работает, двигаться нужно сюда и привели аргументы.
Программу семинара пришлось менять по ходу, поскольку оказалось, что некоторые темы уже известны, а другие, наоборот, вызывают большой интерес.
И еще раз убедился, для строительства лучше разумного сочетания проектного и процессного управления нет. Причем, вопросы качества, конечно, нужно оставлять за процессным управлением. Там там присутствует возможность повторения процессов, а значит их улучшения, в полной мере может быть задействована система менеджмента качества строительства. Проект — всегда штука уникальная, по определению. Как говорили мне очень опытные строители: если начать улучшать проект прямо во время стройки, она может и не закончиться… А повторяющиеся процессы (работа по созданию ППР, смет, бетонные работы, кровельные работы и т.д.), вполне годятся и к анализу и к улучшению. Однако, если ставить работающее процессное управление, то оно должно быть системным и должно в себя включать:
- описание процессов,
- выявление и учет несоответствий,
- анализ и выявление причин появления проблем,
- корректирующие действия,
- предупреждающие действия,
- оптимизацию процессов
и т.д. по циклу Деминга-Шухарта см. https://lean-marketing.ru/deming-cycle/
А можно еще и по положениям ISO 9001, если сделать эту систему работающей https://lean-marketing.ru/iso-9001-vozmoznosti-ili-poteri/
Здесь стало очевидно, что необходимо сочетание проектного и процессного управления, в том числе применима рациональная система менеджмента качества в строительстве. Разумное соединение этих подходов, понимание границ их применения даст максимальный эффект по срокам. затратам и качеству строительства.
Так что, по сути, еще раз отсылаю к статье https://lean-marketing.ru/project-or-process-is-the-question/
И судя по всему, накопились мысли на еще один вебинар, который будет ближайшем будущем.