Журнал «Акционерный вестник», июнь 2008 год. Вячеслав Лев
Прошлым летом мне пришлось выступать перед российскими инвесторами, описывая пути оптимизации компаний в России. Уже не удивляло, что конференция проходила в Монако. Предыдущий выступающий – банкир из солидного швейцарского банка остался послушать русского. Вечером, на мой вопрос – что он понял из русской речи, услышал неожиданный ответ – «Lean (бережливое производство), – это не вы придумали, мы уже лет семь как его применяем в банке!». Пришлось объяснять, что мы не претендуем на авторство, просто нам нравится этот подход, и мы его используем…
Используем, пока не в банках (хотя в банках работали), клиенты – производственные и торговые компании. Там где есть жесткая конкуренция. Где нужна эффективность. Однако, швейцарец зародил сомнение – конкуренция быстро усиливается и на банковском рынке.
С английского «Lean» переводится – худой, поджарый, бережливый. Это слово стало названием новой системы оптимизации бизнеса. Прообразом послужила производственная система Тойоты. Синтез новой философии и конкретных инструментов оптимизации, основанных на процессном подходе, встроенном качестве продукции и услуг, ориентации на клиента и вовлечении в эту оптимизацию всех работников предприятия оказался чрезвычайно эффективным. Сейчас принципы и инструменты Lean применяются в самых разных точках планеты и отраслях бизнеса.
Чем нравится Lean ?
Тем, что в едином подходе объединены и необходимое системное видение и очень технологичные инструменты, позволяющие его внедрить.
Тем, что при участии работников предприятия выстраивается цепочка создания ценности, нацеленная на определение и удовлетворение реальных (уточненных совместно с клиентом) запросов потребителя.
Тем, что благодаря вполне конкретному инструментарию уменьшается время обработки и «пролеживания» деталей и документов, как результат увеличивается скорость обслуживания клиентов, а значит, растет ценность услуги на рынке..
Тем, что реально работают кроссфункциональные команды, нацеленные на интегральный продукт-
повышение конкурентоспособности компании, удовлетворенности клиентов и сотрудников предприятия.
Что дает Lean ?
|
При этом, сотрудники, выполняющие в обычной жизни довольно рутинные операции, получают возможность использовать свои творческие и интеллектуальные способности на благо клиента и организации, в которой они работают. Их задача уже не только выполнение текущих операций, но и участие в оптимизации бизнес-процессов в интересах клиента и компании, в которой они работают.И здесь нет никакого чуда – если работники видят, что их мнение ценят, а их предложения внедряют, если в результате использования их предложений улучшаются условия труда и повышается гарантия сохранности их рабочих мест, то здесь совпадают интересы работника и компании.
- Построение карты потока с определением времени, затрачиваемого на обработку, продвижение и «пролеживание» документов;
- Определение результативности использования ресурсов;
- Расшивка «узких» мест, выравнивание загрузки работников;
- Уточнение ценностей целевого клиента, «тюнинг» сервиса под его предпочтения и потребности;
- Офисный «5 S» – т.е. (Sort,Set,Shine,Standardise,Sustain) –
- Удаление ненужного;
- Рациональное размещение предметов;
- Уборка, проверка, устранение неисправностей;
- Стандартизация правил;
- Дисциплинированность и ответственность.
- Организация работы в ячейках, – т.е. оптимальное распределение функций и организация рабочих мест, нацеленные на исключение ненужных действий и на наиболее эффективное обслуживание клиента.
- Корректировка системы ключевых показателей эффективности и системы мотивации, в соответствии с требованиями оптимизированных бизнес-процессов.
Конечно, это перечень лишь основных инструментов, каждый конкретный проект требует своих решений.Тем не менее, результат, применения подобных инструментов в рамках применения подхода «бережливое производство в банке», достигает весьма существенных величин:
|
* Данные приведены по материалам компании MсKinsey 2006 г.Хотелось бы подчеркнуть, что Lean , как инструмент оптимизации бизнеса, требует усилий руководства и профессионального подхода. Он не может применяться раньше, чем в нем появится жесткая необходимость.Lean нужен тогда, когда на рынке появляется конкуренция, когда оптимально построенные бизнес-процессы, ориентация их на клиента – залог самого существования и развития компании.Кажется, это время на российском банковском рынке приходит.