Выживание и развитие в условиях неопределённости: стратегия, процессы, культура.

with Комментариев нет

2Мы живем в эпоху перемен. С этим уже никто не спорит. Некоторые перемены можно предвидеть и принять меры, некоторые –нет. Будь то относительно прогнозируемое снижение спроса или непредсказуемый «Черный лебедь» Талеба – изменения в нашей жизни набирают скорость. Как с ними жить?

26 лет назад я защитил диссертацию по планированию в условиях меняющегося рынка. Времена были весьма изменчивы. Тогда мне были ясны две основы: «Все, что обдумано заранее не соответствует действительности» (Такуан) и «Кораблю, который не знает в какую гавань он держит путь, ни один ветер не будет попутным» (Сенека). На базе этих двух положений, по-моему мнению, и было необходимо осуществлять планирование.

Мне кажется, сейчас также имеет смысл использовать эти постулаты. Необходимо определять куда и за счёт чего мы хотим двигаться. Необходимо строить сценарное планирование. И одновременно постоянно оценивать новые риски и изменения на рынке. Если изменения существенны – быстро менять те сценарии, в которых мы рассчитываем жить и развиваться. Ставить новые цели и определять действия, необходимые для их достижения.

Для среднего и крупного бизнеса – это более отчётливый процесс планирования, для малого – скорее в голове у владельца, но все-таки, имеет смысл положить эти мысли на бумагу. Основные шаги:

  1. Какие условия актуальны на рынке?
  2. Куда считаем оптимальным двигаться?
  3. За счёт чего?
  4. Что для этого надо сделать?
  5. Какие существуют риски?
  6. За счёт чего их можно минимизировать?
  7. Какие основные сценарии?
  8. Где и когда следующая точка оценки формулируемого плана действий? Т.е., при каких условиях его надо пересматривать?

Конечно, у всех компаний разные рынки и разные условия. Кто-то сможет найти нишу, в которой есть платёжеспособный спрос, кому-то это будет сделать значительно труднее. С одной стороны карты уже сданы на руки, с другой —  творческий подход или неявные возможности могут дать шанс на развитие.

Очень понравилось сообщение о небольшой кондитерской в Финляндии, где при полностью упавшем спросе (и в условиях панической скупки всего необходимого перед началом карантина) владелице пришло в голову выпустить торты в форме рулонов дефицитной на тот момент туалетной бумаги. А юмор – вещь, востребованная в обществе даже в период проблем, и полноценный сбыт был вполне обеспечен.

Другая возможность – с одним моим клиентом, фабрикой по производству косметики, в 2019 выстраивали и описывали процессы, формировали стратегию поведения в выбранных нишах рынка. Мощности были сильно недозагружены. Обсуждали рыночные гипотезы и способы их проверки, каналы продвижения. В связи с пандемией рынок резко изменился. Быстро и в больших количествах потребовались санитайзеры на спиртовой основе. Изменились все планы по производству. Но, если процессы где-то отладили, то они и работали нормально, даже при другом наборе продуктов. Если процессы не были отлажены, то и реакция на резко возникший спрос была расплывчатой.

Ещё один клиент – производитель электрических жгутов и кабельных сборок (более 600 клиентов по РФ), благодаря отлаженным процессам, смог быстро изменить масштаб и место производства, подстраивая его под резко изменившийся спрос в его нише. Ясное понимание требуемого результата операций и затрат по ним, дало возможность быстро принять необходимые решения и успешно их выполнить.

В своё время ко мне обращалась относительно крупная региональная строительная компания. Уже тогда можно было обсуждать достаточно вероятную стагнацию на рынке. Некоторые ключевые процессы в компании были построены на штучных высококлассных специалистах. И было понятно- уйдут эти специалисты – исчезнет возможность масштабирования даже в условиях роста портфеля заказов. По факту, возможность стандартизации процессов тогда была упущена. Этих специалистов в компании сегодня нет. И дела у компании неважные, хотя заказы появлялись. Потенциал не наработали….

 

И здесь мы подходим к вопросу набора Потенциала. Да, проблемы на рынке могут коснуться любой компании. Но, даже в условиях падения или резкого изменения спроса, часть компаний выживет и будет развиваться. Сейчас, на падающем рынке, или вместе с рынком, по мере его восстановления.

Значит вопрос в гибкости компании, скорости ее реагирования, возможностях минимально необходимыми ресурсами в короткие сроки удовлетворить изменившиеся (цена, вид товара/услуги, каналы продвижения и пр.) запросы рынка. Вопрос в рациональности затрат, минимизации потерь, качестве, объёмах партий и сроках выпуска востребованной продукции.

За счёт чего этого можно добиться?

  1. Построения системы отслеживания положения и спроса на рынке. Анализа изменяющихся возможностей и рисков.
  2. Рационального финансового управления с ясным и прозрачным учётом.
  3. Минимизации потерь по всей компании (денежных, временных, трудовых и так далее) – Подробнее здесь
  4. Возможности быстрого масштабирования (стандартизация) оптимально построенных процессов в производстве, продажах, НИОКР и т.д. Каждый должен понимать свои функции и вклад в общий результат компании. Подробнее здесь
  5. Обеспечения требуемого качества продукции/услуг без брака и переделок. Побробнее здесь
  6. Квалификации работников, позволяющий гибко их использовать на смежных процессах.
  7. Корпоративной культуры и системы материального и морального стимулирования, ориентирующих сотрудников на общий результат, требуемый компании. Побробнее здесь.

Для каждого из этих пунктов требуется как системное мышление руководителя, так и набор вполне известных управленческих подходов и инструментов. Часть из них уже может присутствовать в компании, а часть придётся достаточно быстро набирать. С помощью новых ли сотрудников или внешнего консультанта, это по обстоятельствам и затратам. Кстати, как рационально работать с консультантами можно посмотреть здесь….

Будут вопросы- обращайтесь.

Удачи!